Развитие коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Развитие коммуникативных УУД на уроках литературного чтения

Федосеева Светлана Александровна

учитель начальных классов

МБОУ «Сюзьвяковская основная

общеобразовательная школа»

Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. Ребенок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он имеет опыт общения со взрослыми. В возрасте 6—7 лет у детей появляется интерес к сверстникам, устанавливаются  дружеские контакты, поэтому одной из задач начального образования является создание условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности обучающегося.

  Урок литературного чтения – урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться в огромном количестве книг, произведений, имен. Нужно, чтобы урок был интересным, познавательным, деятельностным.

 Показателем коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности, включающие в себя:

желание вступать в контакт с окружающими;

знание норм и правил при общении с окружающими

умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать; строить общение на знаниях норм и правил

умение решать конфликтные ситуации;

умение работать в группе.

  Выпускник школы имеет возможность пройти 3 уровня сформированности коммуникативной компетентности:

обсуждение и дискуссия;

небольшие выступления;

презентации.

На  уровне можно использовать следующие виды упражнений:

Ассоциативные (на воображение), мыслительные (на сравнение),речевые (язык, речь героев),рефлексивные (высказывание собственных мыслей),интерпретация (в других видах искусства)

Первый уровень «Обсуждение и дискуссия». Цель – раскрепостить детей, научить их не бояться говорить. На уроках литературного чтения даются такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.

Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один ответ из 3–4 предложенных и аргументировать его), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.

Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?),

 Интерпретация: рассматривание уже имеющихся иллюстраций, а также после прочтения произведения можно провести выставку рисунков по тексту, где свой рисунок дети защищают.

 После прохождения первого уровня, ученик умеет: слушать и понимать речь, соотносить свои высказывания с высказываниями других.

 Второй уровень «Небольшие выступления». Цель – научить детей составлять небольшие выступления, используя язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.

Речевые упражнения: придумай продолжение текста; где все слова на одну букву («Тавтограммы»)

Начинать эту работу можно уже в период обучения грамоте, когда дети знакомятся с новой буквой и называют слова, начинающие с этого звука.

Со второго класса, где дети имеют представление о частях речи, можно начинать работу по составлению синквейна.

На втором уровне развития ребенок учится владеть невербальными средствами коммуникации – манеры, жесты, громкость голоса.

К концу второго уровня обучающийся умеет: поддерживать дискуссию; владеть невербальными средствами коммуникации; задавать вопросы, подготовить небольшую речь.

Третий уровень «Презентации». Цель – подготовить презентацию.

На третьем уровне ребенок выполняет задания проблемного или творческого характера в групповой работе.

Группа детей получает задание на создание общего произведения (сочинить рассказ, сказку (можно предложить дописать текст используя начало, где есть уже 2-3 предложения);

Также можно использовать составление «Цветных рассказов», где ребята, получив карточки ( их количество зависит от количества детей в классе или от состава группы) с определенным цветом, придумывают предложения, объедения их в рассказ (…На зеленом лугу, на желтом цветке сидела ярко лимонная бабочка. Мимо пролетал желто-черный шмель…)

К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать свое мнение; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; готовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, но и отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, что является успешной их социализацией в жизни.

Количество голосов, отданных за эту статью: 0.

Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.

Назад

Логин:
Пароль: